Петруль Людмила Ивановна

белорусская художница

Родилась Л. И.Петруль в д. Матвеевцы в 1947 году в крестьянской семье, но рано осталась сиротой. Мать ее умерла, и воспитанием девочки занималась бабушка в д. Хоружанцы. Говорят, первое запоминается на всю жизнь – ошибка, победа, поцелуй. А ей запомнились бусинки, которые ей подарила мать.

Сиротская доля известна. Хоть бабушка и смотрела и любила ее, но… мамы не было, а отец быстро женился во второй раз. Как отмечала Людмила Ивановна в стихотворении «Отец и дочка», «сиротство износилось, в сердце разве только знак».

«Способности к искусству сами по себе проявиться не могут, — оглядываясь на прошлое, признается Людмила Ивановна. — Много чего я переняла от матери». Разнообразием своих талантов Людмила обязана еще и тому, что росла на лоне природы. Поэтому всегда с восторгом описывает деревенские пейзажи.

Первые шаги как художница Петруль сделала неожиданно даже для себя: все началось с рисунка карандашом на уроке изобразительного искусства.

Она поняла, что это очень интересно. Ей нравилось выводить грани, находить мелкие детали, скрытые от зрения простого наблюдателя.

В 1966 году после окончания Изабеллинской школы поступила в театрально-художественный институт (сейчас Академия искусств) на факультет художественного проектирования легкой промышленности методом ткачества и печати.

В институте к девушке пришла первая любовь.

Первым ее рабочим местом был Барановичский текстильный комбинат. Ее работы без утверждения художественного совета шли на конвейер. Но ей хотелось более творческой, не связанной с конвейером работы.

Людмила Петруль-это по Божьей милости художник и поэт. В ее творчестве ярко проявилось национальное начало, непреднамеренно, на уровне подсознания. Ее художественные произведения и стихи свидетельствуют о философском мышлении автора. Еще неизвестно, кто родился первый: Людмила-поэт или Людмила-художник? Влияние ее поэзии на художественные произведения дает основание считать Людмилу мыслительницей от рождения.

Почти все композиции художницы объединяет своеобразный взгляд на Вселенную, словно с высоты полета птицы или непредсказуемого полета зернышка одуванчика, полета, который, в конце концов, завершится падением на грешную землю. В гобелене «На отвесах лиры» (1983) она словно предвидит то разочарование, которое постигнет человека, что, достигнув определенных высот в своей деятельности, раньше или позже опустится до беспокойств повседневной жизни.

В Общем Л. Петруль-неугомонный художник, который всегда находится в поиске чего-то нового и необычного. Она отличный экспериментатор. Собственные техники позволяют создавать неповторимую изобразительную образность, а иногда – и совершенно новый вид искусства.

Много когда она замечает необычность после кропотливой и длительной работы с различными материалами, необычность как новое свойство материала, которая дала, например, возможность создать совершенно новый вид искусства на границе скульптуры, гобелена и живописи. Петруль в 1995 г. создала из сезаля серию живописно-пластических портретов – «Максим Богданович», «Мать»; в 1998 г. – «Адам Мицкевич», «Марина Цветаева», «Автопортрет», которые приближаются к такому скульптурному виду искусства, как горельеф, но остаются в то же время живописными текстильными произведениями, можно сказать, «горельефными гобеленами». Живописные они потому, что художница достигает живописной пластичности форм носа, лба, губ, глаз за счет многоцветности оттенков сезалевых нитей, ею же окрашенных. Ее текстильно-горельефные портреты передают подобие портретируемых, что кажется на первый взгляд невероятным. Более того, при изменении направления нитей портретируемый то улыбается, то выглядит грустным.

Кроме того, Петруль разработала «гуашево-капельную» технику, которая позволила ей создать бархатные, тонюсенькие, почти микронные рельефные рисунки изумительной цветовой красоты в монотипиях «Блуждающее яблоко» (1996), «Запутанная нить» (1996), «Морс из замороженной калины»(1997), «Анатомия кленового листа»(1997) и др.

Уместно будет вспомнить, что монотипия – это очень виртуозная техника ручного нанесения красок на гладкую поверхность с целью последующего печатания на станке. Полученный на бумаге отпечаток всегда единственный, уникальный. Произведения, выполненные в этой технике, напоминают акварель тонкостью цветового соотношения.

Хочется отметить, что Людмила Петруль не только талантливый, но Уникальный белорусский художник.

Литература:

Веруш, А. Художница жизни / А. Веруш / / наше время. — 2002. — 7 сок. — С. 4.

Ипатова, В. Ткись, лучший мой гобелен…/ В. Ипатова / / Молодость. — 1997. — №9. — С. 126—131.

Петруль Людмила Ивановна, художница // Петкевич, А. М. Люди культуры из Гродненщины: справочник / А. М. Петкевич. — Гродно: ГрГУ, 2000. — С. 241.

Петруль, Л. У калитки/л. Петруль / / Тропина: стихи. — Соч.: Худ. Лит., 1983. — С. 199—224.

Соловей, Л. Ф. Петруль Людмила Петровна/Л. Ф. Соловей / / Русская энциклопедия: в 18 т. Т. 13: Промилле – Релаксин / Редкал.: Г. П. Пашков и др. — Соч.: БелЭн, 2001. — С. 172.

Яницкая, М. Неизвестный известный художник—Людмила Петруль: анализ творчества художника—гобелениста / М. Яницкая / / Искусство. — 1988. — № 12. — С. 39—44.

Comments are closed.