Петров Михаил Владимирович
Актер. Народный артистом Беларуси
Родился Петров Михаил Владимирович (наст. Замулевич) 27 декабря 1937 года в Волковыске. О его детстве известно очень мало, но видимо оно было не совсем легким, ведь пришлось на военные годы. В 1942 году за связь с фашистами расстреляли его отца, а также тетю и бабушку. Все они похоронены в братской могиле на Пороховне. И хотя он рос без отца ( его воспитывала одна мать), не стал ни бродягой, ни вором, ни хулиганом, что часто случалось в то время с подростками. Любовь матери, ее озабоченность повседневными делами, а на перспективу и дальнейшей судьбой сына, ее хорошие советы привели мальчика к поиску своего дальнейшего пути в жизни. Он начал ходить в разные кружки, но из всех он выбрал драматический. Видимо небесами ему была предопределена судьба актера.
Как вспоминал Михаил Владимирович: «возможно, из меня вышел бы неплохой столяр: отец мой был краснодеревщиком. Еще сейчас, если возьму в руки кусок древесины, — душа поет» Но после окончания СШ №1 и года работы инструктором в РГК, Михаил поступает в Белорусский театрально-художественный институт. В 1957 году на втором курсе он снялся в кинофильме «Наши соседи». В 1958 году он снимается в историческом фильме «Красные листья», о легендарном С. Притыцком, где сыграл роль подростка Чеся.
Более 70 ролей исполнены Петровым в фильмах, как в главных, так и в массовках. В «Красных дьяволятах» он Мишка, в «Вокзале ожидания» – бомж. Но главная его стихия-театр.
В 1968 году М. Петров удачно сыграл роль Кротова в спектакле режиссера Б. Ганага «Город на рассвете» по пьесе А. Арбузова. В спектаклях «Малыш и Карлсон живущий на крыше» (1969, реж. Л. Тонюк) и «Пеппи – Длинный чулок» (1970, реж. Л. Тарасова) по произведениям шведской писательницы А. Линдгрен Михаил Петров создал комедийные, эксцентричные роли. На этих спектаклях дети не только смеялись, но и рассуждали о общительности, уважении к старшим.
В 70-е годы комедия «Никитов лапоть» М. Камыша ставилась как отдельно, так и вместе с «Примаками» Я. КупАла под общим названием «Почему же мне не петь, почему же не гудеть» (реж. Л. Тарасова). М. Петров играл роль Евмена.
Легко ли быть актером? Михаил Владимирович считал, что в их профессии множество колдобин, неожиданностей, где понятие успеха иногда напоминает эфемерные и шаткие испарения от слепого июльского дождика.
Хотя Михаил Петров говорил: «Над ролью я никогда не работаю, как за плугом. Мол, вытаскивай меня, лошадь… Играть нужно легко, с наслаждением. Интуиция и вдохновение – великая сила. Мне всегда удается отодвинуть в сторону свои жизненные проблемы: никогда не тяну на сцену личные заботы, особенно когда выхожу к детям. Два часа я принадлежу только этому залу»
Михаил Петров — уникальная краска на актерской палитре Беларуси. Его возможности безграничны. Он подтвердил это участием в спектаклях Купаловского и русского театров. Кроме традиционно комедийных образов обрадовал глубокими драматическими и трагедийными. И после этого всю жизнь прожить для детей?! Его переманивал Борис Луценко, приглашал Валерий Раевский. Не пошел. Условий не выдвигал. Перспективами не соблазнился.
Знал, что в ТЮЗе он король, хотя Лира и не играл. И вообще для себя ничего не выращивал. Полагаю, что в любой пьесе для него нашлась бы роль. А уж сделать ее одной из самых заметных было ему под силу.
Простак, сказочник, болтун, Скоморох Миша Петров – еще и канатоходец над пропастью добра и зла. Впрочем, у него не было ролей, пропитанных ненавистью и злобой. Наверное, он создан для детского театра в самом благородном значении этого словосочетания.
Неустанная работа артиста с годами давала все больший и больший плод, умножая его сценические достижения, которые были отмечены государством.
В 1991 г. — Михал Владимирович Петров становится Народным артистом Беларуси. В 1998 г. за значительный личный вклад в развитие театрального искусства, активную общественную деятельность его награждают орденом Франциска Скорины. Трагически погиб в 2005 году.
Годы, как известно, делают с человеком свое, не всегда радостное и веселое. Но они, словно через сито просеивают все пустяковое, временное и после такого просева еще более выразительным видится след, который проложил творец.
Так пусть пример нашего земляка вдохновляет новые, молодые силы.
Литература:
- Боровик, Р. И. Петров Михаил Владимирович/Р. И. Боровик / / Русская энциклопедия: в 18 т. Т. 13: Промилле – Релаксин / Редкал.: Г. П. Пашков и др. — Соч.: БелЭн, 2001. — С. 169.
- Гашимов, М. Народный артист из Волковыска/ М. Гашимов / / наше время. — 2000. — 1 жн. — С. 2.
- Кривошеева, Н. Блажь и гадание / н. Кривошеева / / Лим. — 1998—13 февраля. — С. 10—11.
- Петров М. Вл. (27.12.1937, Волковыск), артист // Петкевич, А. Люди культуры Гродненщины. — Гродно, 2000. — С. 246.
- Петров, М. «Дети всегда остаются детьми, как и ррозы, когды бы они не росли» / М. Петров / / Искусство. — 2003. — №6. — С. 24—25.
- Салеев, В. Реквием на фоне занавеса…/ В. Салеев / / Молодость. — 2006. — №9. — С. 128—130.
- Устинович, А. «Театр-это моя жизнь» / А. Устинович / / Березка. — 1998. — № 2. — С. 20—21.
Comments are closed.