Изабелин-городок, центр сельского совета в Волковысском районе, в 13 км от Волковыска, 12 км от железнодорожной станции Волковыск. На шоссе Волковыск-Ружаны.

Местечко имеет богатую родословную. В письменных источниках известно с 1-ой половины 15 века под названием Изабелино-Петуховичи, (потом) Петухово. Она происходит от какого-то Петуха, что вспоминается в Литовской метрике. Но известно, что существовала она гораздо раньше. В 1409 г. началась так называемая “Великая война” между Польским королевством и Великим княжеством Литовским с одной стороны, и Тевтонским орденом – с другой. На тайном совещании в Бресте в декабре 1409 г. Ягайло и Витовт разработали подробный план генерального сражения с крестоносцами.

Изабелин-городок, центр сельского совета в Волковысском районе, в 13 км от Волковыска, 12 км от железнодорожной станции Волковыск. На шоссе Волковыск-Ружаны. Местечко имеет богатую родословную. В письменных источниках известно с 1-ой половины 15 века под названием Изабелино-Петуховичи, (потом) Петухово. Она происходит от какого-то Петуха, что вспоминается в Литовской метрике. Но известно, что существовала она гораздо раньше. В 1409 г. началась так называемая “Великая война” между Польским королевством и Великим княжеством Литовским с одной стороны, и Тевтонским орденом – с другой. На тайном совещании в Бресте в декабре 1409 г. Ягайло и Витовт разработали подробный план генерального сражения с крестоносцами.

Под Грюнвальдом войска Польши и Великого Княжества Литовского, в составе которых, кроме поляков и литовцев, были Полоцкий, Витебский, Мстиславский, Гродненский, Брестский, Пинский, Новогрудский, Волковысский, Лидский и другие отряды, три смоленских полка, несколько украинских полков, чешско-Моравский отряд, а также татары разбили вдребезги крестоносцев.

В число Волковысской хоругви Каспар Никодимович из Петухово выставлял слуг, лошадей, панцири (кольчуга), шлемы, оружие, рогачи.В литовской Метрике есть информация, что 22 сентября 1499 года Войцех Янович Клочка*, ахмистар двора Великой княгини Елены, жены Александра Ягеллончика и дочери московского князя Ивана, купил у бояр Шишка и Некраша Ясновичей земли на имя Петуховича.Согласно историческим источникам на это время Петухова (Изабелин) отмечалась как центр значительных земельных владений. В 1516 г. Войцех Клочка построил костел в Мендзыжечи (современная В. Мижеричи Зельвенского района). А его сын Матфей с женой Катажиной обеспечили его материально, подтверждая заповеди отца. К приходу этого костела тогда относились Петухова (Изабелин) и Лапеница, которые платили десятину в пользу прихода. Владельцем Петухова был также сын Войцеха клочки Матей, державца Волковысского. Тогда ему принадлежали: Межерич, Лысково, Подороск, Петухово, Дорохово, Патаньска, Лапеница, Деревна и Маркова. Он был женат на Екатерине Глебовичевне и имел дочь Анну. Ее выдали замуж за князя Прокопия Дольского, и таким образом Петухова перешло к Дольским. Дольский Прокопий Романович, брат Михаила Мицифора. Судья Земский Волковысский в 1609-23 гг. Имел сыновей Андрея, Криштофа, Павла-Владислава, которые потеряли княжеский титул. В первой половине 17 века по неизвестным обстоятельствам Петухова оказалась в руках Дорогостайских.

Софья из Дорогостайских Сапега не имела наследников и поэтому в 1649 году составила акт дарю в пользу своего мужа Фомы Сапеги, которому в случае своей смерти описывала всю собственность и Петухова. Потомки Фомы и Софьи разделили наследство в 1677 году, а также деньги, получившие от продажи Петухова. Возможно этим купцом был Стефан Курч, Брестский воевода. Потому, что в документах из Волковысского уезда с конца 17 века есть сведения, что Петухова с боярами, с жидами, с корчмами, с мельницами, 30 дворами было собственностью Брестского воеводы Стефана Курча.

В первой половине 18 в. Петухова принадлежала Лжевичам из Хлусова. Один из них Михаил в 1747 году просил разрешение у короля Августа III на двухнедельную ярмарку в местечке Петухово. Так, в документах читаем: "Август III, по Божьей милости король “ Только утверждаю этим письмом привилегии ваши, кому об этом нужно знать, что господами и чиновниками при нашей резиденции донесло на имя Михаила из Хлусово – подкоморничьего из Волковысского уезда ярмарку двухнедельную в день Михаила архангела, 29 сентября, разрешить...” дан в Гродно 20 ноября 1744 года.

От половины 18 в. Петухова перешло в собственность она Флеминга. Он саксонского происхождения, родился в 1699 году. Служил в армии Франции, потом в Польше. В 1724 году-генерал артиллерии Литовской, 1746 год-подскарбий ВКЛ, один из лучших правительствующих Речи Посполитой, владелец Террасполя. А Петухова им было переименовано в честь своей дочери Изабеллы Чарторыской на Изабелин. Флеминг пригласил в городок немецких мастеров. И сейчас здесь есть фамилии Вэкварт, Рунге и др. В конце 18 в. - первой половине 19 в. на территории Беларуси насчитывалось значительное количество городков. Из населенных пунктов современного Волковысского района в конце 18ст. первой половине 19ст. наиболее значимыми местечками являлись Рось, Изабелин, Волпа и Мстибово. Самым молодым по времени основания является местечко Изабелин. В хозяйственной жизни местечка важную роль играла торговля. Основной организационной формой торговых отношений являлись ярмарки. Собирались однодневные ярмарки.

В конце 18 в.- первой половине 19 в. многие городки Беларуси становились центрами вотчинных мануфактур и других промышленных предприятий. Наибольшее количество промышленных предприятий находились в городке Изабелин. Таким образом местечко Изабелин в конце 18 в. - первой половине 19 в. являлась значительным центром мануфактурного производства. Профессор февраль А. М. относит Изабелин к числу городков, которые в промышленном отношении на уровне многих городов Беларуси, а иногда превосходили их. Одна из первых суконных мануфактур возникла в 1819г.

Изабеллинская мануфактура находилась в имении и в 1819г.производила байку, с 1827 – разноцветное сукно. Располагалась в каменном и двух деревянных зданиях. Было 8 водяных двигателей, в 1873г – - паровой двигатель (16 лошадиных сил). В 1858г. действовало 6 ткацких станков, работали 46 человек, в 1873г – - 50 ткацких станков, 2 валяльных, 10 прядильных и 31 другая машина, работал 51 рабочий. Шерсть приобретали у окружающих помещиков. Местечко являлось не только экономическим и административным центром округа, но и религиозным, культурным. По вероисповеданию населения городков Волковысчины разделялись на православных, католиков, униатов и иудеев. В 1808 году существовал униатский храм в Изабеллине. Численность униатов при нем составляла 506 человек. В конце 19 в.в Изабелине существовали евангелическая кирха и еврейский молитвенный дом.

Рассматриваемое местечко являлось центром школьного образования. Здесь находилась приходская школа. В 1857г .приходское училище существовало в Изабеллине (открыто в 1840г., каменное здание, учеников в 1857г – - 21). Следовательно в конце 18 в. - первой половине 19 в. местечко Изабелин играло значительную роль в социально-экономическом и культурном развитии Волковысщины. С 1775 года владельцами Изабеллина были Грабовские. По свидетельству документов, 10 января 1797 года граф Казимир Грабовский, жена Моника составили документ, согласно которому описывали друг другу в пожизненное пользование все свое имущество, а после смерти все останется потомком. В 1778 Грабовские основали кальвинистский сбор* в Изабеллине. Это здание прямоугольное в плане, в северо-западной части – полуциркулярная апсида, накрытое двускатной крышей. Архитектура представлена массивными формами, упрощенными пропорциями. В силуэте доминирует одноярусная четвериковая колокольня со срезанными углами и пологим шатровым покрытием. Симметрия главного фасада подчеркнута низким прямоугольным входным проемом и высоким арочным окном над ним (освещает хоры).

Плоскостные фасады почти лишены декора, элементы которого (филенги, розетка, крестцовые и прямоугольные ниши, альбомы) сосредоточены во фронтоне главного фасада. Регулярную ритмику боковых фасадов создают арочные ванны и крупные лопатки в рольставнях и по углам. Здание опоясано по периметру карнизом упрощенного профиля с тягой, отливом низкого цоколя. В однозначном пространстве храма выделен небольшой Нортекс, две массивные колонны, придерживающие хоры.

К югу 16 ноября когда Остен-Сакен пытался осуществить охват левого фланга Ренье, Фрелих ворвался в Изабелин, где находились главная квартира русских войск, обозы и лазареты с ранеными. Остен-Сакен немедленно начал отвод своих частей от Волковыска на Гнезно и Свислочь. После войны мануфактуры росли медленно. За период 1828-1845г. в Изабелине добавилась и небольшая мануфактура. Архивные источники и статистические материалы дают очень мало сведений о численности населения, о его социальном и национальном составе но известно, что в Изабелине в 1878 году насчитывалось 577 человек, в 1892 г. – 670.

20 января 1829 года жена Моника умерла, оставив двух сыновей-Максимилиана и Маврисия. В феврале 1833 года Казимир Грабовский выдал два долговых документа в пользу одного из своих сыновей, а именно Максимилиана. Таким образом, хозяином имения Изабелин стал Максимилья Грабовский, служивший в лейб-гвардии в Подлесском полку (во время возникшего мятежа находился в резервном эскадроне. И вместо того, чтобы идти с эскадроном в Россию, он присоединился к мятежникам. После чего исчез неизвестно где, убежал скорее всего за границу). Отец молчал о сыне-мятежнике, а все имущество передал сыну Маврисию.

Но 10 апреля 1834 года в Волковысском уездном суде Маврисий сказал, что эти имения подвергает разделению между отцовскими кредиторами. А в 1836 году прошением в суд донес, что все свои претензии к собственности отца передал помещику Адаму Стравинскому с тем, что ему принадлежат и пожизненные от этой суммы доходы. Таким образом, Изабелин перешел в собственность Адама Стравинского. Впоследствии владельцем имения был его сын Густав. Есть сведения, что во время восстания 1863 года он возглавлял отряд мятежников. В общении с участниками восстания 1863-64 гг. обвинялся управляющий имением и управляющим Александр Скотнецкий, который жил в местечке Изабелин.

Стравинские владели имением до Первой мировой войны. Согласно статистическим данным, в 1897 году в городке было 105 дворов, 820 жителей. Там были церковь, кальвинский сбор, синагога, корчма, училище, 5 магазинов, ежегодно проводились 4 ярмарки. В межвоеннное время, по описанию одного из местечковцев, Изабелин выглядел примерно так: “по мере того, как приближаемся к местечку, замечаем красный кирпич домов, небольшие окна, а уже через минуту в Изабеллине. Издалека местечко выглядит очень живописно. В солнечный день вблизи еще волшебнее: красивые дома, спрятанные в зелени берез и лип. Далее переводим взор на черно-желтое болото, глубина которого иногда достигает полуметра. В конце Изабелины стоит школа, скромное здание из красного кирпича, так спрятанное в зелени деревьев, что только вблизи можно разглядеть дом, ограду, красивые клумбы в огороде, лавочки.

Улица Волковысская-самая большая в Изабеллине. Она выходит на квадратный рынок, где можно увидеть несколько еврейских магазинов, церковь, костел евангельский, дома, в которых находится почта и коперативы. Посреди рынка есть, но не сразу заметишь, памятник с надписью: “Да здравствует, не тратит надежд”. Далее идет улица Красивая, название которой, наверное для контраста с ее настоящим видом. Она доходит до мостика на речке Хоружовке. Звук молота свидетельствует о близости кузницы. И действительно быстро встречаем целый ряд их, близко одна возле другой. Далее заворачиваем на улицу Подороскую – и это конец Изабеллина. В 1914 году в состав Изабеллинской волости входило 38 деревень, а также 32 поселения (хутора, фольварки, имения), входивших в состав волости. В 1915 году на территории волости зарегистрированы следующие промышленные предприятия: кирпичный завод в М. Изабелин, владельцем которого был мещанин Шмуэль Гельман; кирпичный завод в фольварке кирпичный завод крестьянина Вильгельма Рунге; Черепичный завод в фольварке Цагельня крестьянина Генриха Рунге; водяная мельница в д. Хоруженцы дворянина Франца Соболевского. Арендатором этой мельницы был Александр Кирпиченко, который мобилизован в армию в 1914 году и поэтому сейчас мельница не работает; водяная мельница на турбине и круповертка в фольварке Кобыляки дворянина Антона Ширяева, арендовала который Нонель Мовела Лайна.

Из воспоминаний Леонида Антоновича Врублевского.

"В 1921 году, прожив семь лет на чужбине, в Казанской губернии, куда в 1914 г. их забросила вихрь Первой мировой войны, отцовская семья возвращалась в деревню Изабелин. В чужой край заставили уехать российские власти, когда под притеснением немцев начала отступать царская армия. Всех запугали утверждая, что немцы никого не жалеют и все уничтожают. Устроились на новом месте хорошо, разместили всех по деревням, дали необходимое для жизни и работы. Там же в беженцах, мой отец и женился на молоденькой девушке Скаскевич Екатерине, также беженке из соседней деревни Хоруженцы. Там же родился старший брат.

Вернувшись в Изабелин, на то время как вся Западная Беларусь оказалась под польской властью, родители начали работать на земле разным способом. Так у еврея Лисицкого, державшего магазин, взял на зиму корову. За то, что ухаживал, он оставил телку от этой коровы в своем сарае. У белоруса Лехмонта и еврея Довида арендовали по 8 гектаров пахотной земли. Когда подходила жатва, нанимали людей и вместе с детьми жалели серпами ту рожь. По окончании жатвы, когда вся рожь была сложена в Копице по десять снопов, производился расчет. Каждую вторую Копицу забирал хозяин земли, а вторая половина доставалась арендатору. На то время местечко Изабелин было интернациональным, где вместе жили белорусы, поляки, немцы и евреи. Немцы молились в кирхе, белорусы в церкви, поляки в костеле, евреи в синагоге. Если кто из них умирал, то каждого хоронили на своих кладбищах, три из которых находились в одной строчке радом друг возле друга. Правда, костел с польским кладбищем был в 1936 году, до этого католики молились и хоронили покойников в Волковыске. Между собой все как-то устраивали и одинаково всем оказывала помощь единственная в Изабеллине акушерка Цуприк. Немцы в Изабеллине жили со времен правления царицы Екатерины, пригласившей их в Россию ради развития промышленности и сельского хозяйства. Все они сохранили свою веру, язык и обычаи. В отличие от евреев, сдававших свою землю в аренду, немцы на земле работали сами. Было их довольно много: Золяры, Шефары, Понты, Готлибы, Шейны, Рунги, Векверты и др. В 1940 году, после договора Сталина с Гитлером, большая часть немцев выехала в Германию, но Рунге остались работать на земле в Изабеллине.

Чтобы обзавестись хозяйством, надо были деньги, и отец пошел работать на кирпичный завод к немцу Вильгельму Рунге. Завод тот находился на окраине Изобелина и теперь о нем напоминают только карьеры откуда добывали глину, залитые водой. Вблизи кирпичного был Черепичный завод брата Вильгельма. Вместе с Вильгельмом на заводе работали семеро его сыновей, два из которых живут и поныне в нашей местности.

Надо отметить, что в Изабелине действовал еще один кирпичный завод, который держал белорус Камчиц. Кроме богатеев Рунге были и свои из белорусов-Шараи, два брата, державшие лесопилку, мельницу и спиртзавод в Низянах. При поляках в Изабеллино было много частных магазинов, кафе, и даже один ресторан. Только один магазин от кооперации. Во всех магазинах товар отпускали в кредит на вексель, а когда у должника появились деньги, то производился расчет и не было такого, чтобы кто кого обманул.

Вскоре пришла война, и вместе с нею и новая немецкая власть. В начале войны в Изабелине находилась небольшая воинская часть, располагающаяся в немецкой кирхе, соорудив там трехярусные норы. По вечерам крутили кино, которое смотрели и старики и малыши. Выбросив 26-го июня десант, немцы оказались с тыла, и поэтому долго защищать Изабелин наша армия не смогла.Но бой был силен, так как в тот день погибло 212 красноармейцев. Сколько немцев-неизвестно. Захватив Изабелин, немцы смеялись, шутили и брились с одеколоном, говоря, что не с кем воевать. После боя, прицепив пушки к машинам, укатили в сторону Подороска. Следующие заявились где-то через воскресенье, чтобы наладить власть и пробыть к лету 44-го года.

На момент войны в городке Изабелин жило 260 человек из еврейского населения. Надо отметить, что до войны их было больше, так как по соглашению с советами, немцы вывозили много евреев из оккупированной ими Польши в Советский Союз. Пожив некоторое время и увидев, что здесь они никому не нужны, многие начали нелегально убегать обратно в Польшу, не зная что их там ждет. Остальных, погрузив в поезд, отправили в Донбасс. Здешних евреев немцы заставили нашить на одежду желтые лоскуты в форме круга и приказали ходить на работу под управлением своего единоверца, назначенного немецкой властью. Однако вскоре их всех согнали в гетто, которое находилось на территории бывшего военного городка, где они сами себе построили землянки. Сюда согнали евреев со всех близлежащих местечек: Порозово, Ружан, Зельвы и других. Потом всех отправили под Белосток, где и уничтожили. Приходилось и мне бывать в том гетто, привозя картошку на их кухню.

После евреев в Изабеллине осталось много припрятанного добра, которое немцы отыскали и свозили на подводах в кирху, где сделали состав. А в синагоге, дети находили рулоны из тоненькой кожи с написанными религиозными текстами. Здание той синагоги осталось до сей поры и местная власть ничего лучше не придумала, как сделать пивбар.

14 июля 1944 года, после боя за местечко, последней отходила немецкая факельная команда, полившая административные здания, у которых на жердях висели немецкие флаги. Заметив это, мы с соседним парнем схватили пилу и пока немцы подошли, спилили шесты с флагами у гмины и почты, таким образом оставшись неугомонными. Вскоре в Изабелин вошли советские солдаты, которым мы еще показали зарытые немцами мины дорожной брусчаткой. Еще не закончилась война, когда меня забрали в армию, но попасть на фронт мне не пришлось."Как известно из воспоминаний жителя деревни Изабелин Врублевского Леонида Антоновича, в черные дни оккупации немцы держали гарнизон. В нем было около 800 полицейских и жандармов.

На третий месяц войны он вмещался в школе и насчитывал всего двадцать солдат. При нем состояли еще на учете пару человек полицаев родом из близлежащих деревень. Полицаи изабеллинского гарнизона жили в частных квартирах, а солдаты помещались в классных комнатах. Бывшую учительскую оккупанты оборудовали себе под клуб. Во времена немецкой оккупации немцами были вывезены сотни жителей Волковысского района на принудительные работы. Среди них были и жители деревни Изабелин. Всего было вывезено 20 жителей. В Отечественную войну 1941-1945 от рук немецко-фашистских захватчиков погибло 19 мирных жителей, 13 подпольщиков, не вернулось с фронта 85 человек. В 0,5 км к западу от деревни Изабелин, на православном кладбище братская могила советских воинов, где захоронены 215 воинов, погибших в июне 1941 г. в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В 1948 г. на могиле установлен обелиск.

В центре села Изабелин, в сквере захоронены 253 воина 5 - й и 169-й стрелковых дивизий, погибших 13-14.071944 г. при освобождении села от немецко-фашистских захватчиков. На чествование памяти 35 воинов-земляков, а также 10 мирных жителей, погибших в Великую Отечественную войну, в 1965 году на могиле установлен памятник-скульптура воина. Могила советского воина. Деревня Дрогичаны, на кладбище похоронен советский воин( фамилия не известно), погибший в Великую Отечественную войну. В 1948 году на могиле установлен обелиск.

      

      Дарагастайскія, шляхецкі род герба “Ляліва”, прыдомка Манвіда, прадстаўнікі якога ў 16-17 ст. 	займалі буйныя дзяржаўныя пасады ў ВКЛ. Рымавід, 	які жыў у пач. 15 ст., меў двух сыноў: Юрыя, ад якога 	ідуць Забярэзінскія, і Алехно, ад якога паводле прывілея 	Жыгімонта II Аўгуста ў 1547 заклаў маёнтак Дарагастай у Луцкім павеце. Яго нашчадкі пачалі называцца Дарагастайскія.

Ваўкавыскі бой 1812г. адбыўся 16.11.1812г. каля Ваўкавыска паміж рускімі вайсковая група ФВ. Остэн-Сакена (27-30 тыс. чал.) і напалеонаўскімі (узмацнены 7-ы корпус Ж.Л.Э. Рэнье; 23-25 тыс. чал.).