Волпа находится в Волковысском районе Гродненской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь. Названа деревня так, возможно, потому, что когда-то в Волковыске было очень много волков. У Волковыска и герб - волк такой огромный. Возможно, здесь была волчья паства. А, чтобы никто об этом не догадался, говорили «Волпа». Поселение здесь возникло очень давно. На берегах реки Волпянка ученые нашли много селений 11–13 веков. Возможно, именно от этой реки Волпянка происходит название деревни «Волпа». Ученые рассказывают, что когда-то в реке было много водных растений - олп. Правда, сегодня ни одной Волпы нет.

В первой половине 15 века это было село, которое принадлежало Великому князю Великого княжества Литовского и королю Польскому Казимиру IV Ягеллончику. Казимир IV в 1449 году решает свой двор Волпу подарить за хорошую и верную службу Олехно Судимонтовичу, который позже стал литовским канцлером. Олехно Судимонтович решил отблагодарить его за это. 27 апреля 1478 года в Волпе вместе с женой вкладывает деньги в костел. Он дарит этому костелу очень много земли, селян, боров, лугов, лесов. Костел здесь был очень богатый.  Когда дочь Олехно Судимонтовича Софья, вышла замуж за князя Александра Гольшанского. И ей перешла Волпа. У Александра с Софьей родилось пять детей. Старшего звали Павел. Затем По старшинству Волпа досталась Павлу Гольшанскому. Позже он стал виленским епископом и расширил еще больше владения костела. При нем приход Волпы стал одним из богатейших. В 1526 году Павел Гольшанский при костеле построил еще алтарь Святой Анны и миссионерию.

Павел Гольшанский умер в 1555 году, не оставив после себя наследников. В таких ситуациях земли переходили к Великому князю. Волпа стала собственностью Жигимонта II Августа. Его мать-итальянка Бона Сфорца скупала разные местечки, особенно те, которые находились около коммуникаций, речек. Бона приобрела Волпу. Волпу Бона Сфорца делает центром Волпенского староства, которое становится самым богатым староством Волковысского повета. Дымов насчитывалось в нем больше, чем во всех староствах Волковысского повета. На это поселение начали заглядываться белорусские магнаты.

В 1624 году Волпенское староство приобретает канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега для своего младшего сына Казимира за 2000 коп литовских грошей. Казимир Сапега дружил с будущим королем Владиславом IV Вазой. Когда его отец Жигимонт III умер, то и Лев Сапега и его сын Казимир начали помогать Владиславу IV, чтобы он был выбран королем, и это им удалось. В 1643 году Владислав  IV, отправившись в Вильню, не мог не заехать к другу Казимиру. В Волпе Казимир Сапега оказывал прием Владиславу и его жене Цецилии. Казимир Сапега в Волпе организовал порядок. Он построил новый костел, в костеле мастера сделали чудесный алтарь. Позже этот костел перестраивался еще. В середине 18 века сюда был назначен ксендз Юзеф Косаковский. Он пробыл здесь ксендзом 12 лет. 

В 1773 году Юзеф Косаковский на собственные деньги в Волпе строит костел Яна Крестителя. Этот костел ему обошелся в 30 тысяч золотых. Этот костел стоит с того времени и до сегодняшнего дня, несмотря на войны и восстания, на то, что все здесь горело. Этот костел — памятник деревянного зодчества в стиле позднего барокко. В новый костел ксендз Косаковский перенес старинный алтарь, той старый алтарь, который был сделан Сапегами к приезду в Волпу короля к Владиславу IV. Это очень старинный алтарь. Аналоги его встречаются только в костелах Баварии и в Малой Польше в Кракове. Это выдающийся памятник монументально-декоративного искусства середины 17 века. Это великое свидетельство таланта местных белорусских мастеров. Алтарь сейчас пустой, без скульптур, без гербов Сапег. Он просто находится на реставрации в этом же костеле.  Возле костела сохранилось множество шляхетских захоронений. Сохранилась еще старая часовенка. 

Сегодня в Волпе и католическое, и православное кладбища находятся на одном отрезке земли. С католической стороны сохранилась часовня, а с православной - церквушка. Она была поставлена здесь в 1859 году как часовенка. В этой часовне читали последнюю молитву перед отходом в вечность. Когда в советское время православного храма не было в Волпе, то эту часовню перестроили в православную церковь святых апостолов Петра и Павла и здесь проходили богослужения.

При Сапегах в Волпе произошло еще одно великое событие. В 1792 году король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский дает Волпе Магдебургское право. Как сказано в документе, обыватели этого места ничьему подданству не подчиняются, а есть люди вольные и подчиняются только магистрату своего места. Также Волпа получила герб. После раздела Речи Посполитой Волпа попала в Российскую империю. И тогда из свободных людей здесь начали делать крепостных. Белорусский народ восстал против оккупантов. После восстания 1831 года у Сапег Волпу отобрали. В 1886 году Волпа уже была центром волости Гродненского повета. Здесь проживало две тысячи человек, было 110 дворов, две православные часовни, костел, синагога, школа, две кожемятни, красильня, 25 магазинов. Пять раз в год проводились ярмарки. В начале 20 века возле Волпы, в имении Жлобовцы, родилась великая белорусская писательница Лариса Гениюш.

Гениюш Лариса Антоновна. Девичья фамилия - Миклашевич. Родилась 27 июля 1910 года. Умерла 7 апреля 1983 года. Белорусская писательница. Окончила гимназию в Волковыске. С 1937 до 1948 жила с мужем в Праге, где была секретарем президента Белорусской Народной Республики Василя Захарко. Занималась сохранением и упорядочиванием президентского архива, а также опекунством белорусских эмигрантов, политических беженцев и военнопленных. 5 марта 1948 года была арестована органами НКВД. Находилась в советских тюрьмах Чехословакии, Вены, Львова, Минска, где в 1949 была осуждена на 25 лет лишения свободы. Наказание отбывала в тюрьмах Коми АССР и Мордовской ССР. После смерти Сталина была досрочно освобождена. Поселилась в Зельве, на Родине мужа. Стихи начала писать в гимназии. Поэтическому творчеству Ларисы Гениюш характерны лиризм, глубокая народность и гуманизм, философское осмысление жизни, сильные христианские и национально-патриотические мотивы. Особое место в творчестве занимает историческая тематика.

Святопреображенский православный храм появился в Волпе не так давно. В Зельве, где жила Лариса Гениюш, возле православного храма ей поставили памятник. Было бы хорошо, если бы на ее Родине своей землячке тоже был поставлен памятник. Лариса Антоновна Гениюш для Беларуси делала все, что могла, и шла на любые жертвы. В своих стихах она мечтает о мире на планете, учит любить Отечество. Лариса Гениюш всегда учила любить белорусский язык, переданный нам предками.