Впервые поселение Рось упоминается под 1205 годом. В это время оно было разделено на 2 асады. 1-я асада принадлежала Ильиничу, 2-я асада-Яновичу, которые придавали большое значение военному делу. Благодаря им, потомками Ильинича и Яновича была создана Росская дружина. Она состояла из 100 воинов (каждый рыцарь имел по 1-2 оруженосца) и приняла активное участие в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 г. в составе Волковысской хоругви. За храбрость и потери на грюнвальдских полях Росская дружина получила герб – ангел с мечом на красном щите. С течением времени он становится гербом местечка Рось. Единственным уцелевшим архитектурным свидетельством того времени является камень с фундамента святилища, где происходило крещение. На сегодняшний день в Варшавском историческом музее хранится корона польской королевы Ядвиги (1384 - 1399). Данная корона украшена жемчугом добытым в речке Рось. По легенде по реке плавали два прогулочных корабля” Ягайло “и”Ядвига". Подробно о событиях, которые разворачивались на территории городка в XV в., рассказывается в исторической повести белорусского писателя Константина Тарасова’погоня на Грюнвальд " (1980).
Основание имения Рось было, безусловно, связано с его удобным географическим положением вдоль сплавной реки, неподалеку от такой важной торговой артерии как Неман. На просторах имения преобладают супесковые и суглинистые почвы. Более плодородные илистые почвы находятся вдоль берегов Росси. Уже в XVI-XVIII вв. На этой территории отсутствовали большие лесные пространства.
Первым бесспорным частным владельцем Росси был спонсор монастыря в Супрасле (Белосточчина) маршалок хозяйский и воевода Новогородский магнат Александр Ходкевич (1457 - 1549).
Это подтверждается документами от 11 ноября 1513 г., согласно которым Ходкевич отписал своей жене имущество и землю площадью 4000 га. Александр входил в круг доверенных лиц королевы Боны, помогал ей управлять владениями в Литве. Владел имением в Росси, где имел место жительства. Инвентарь 1569 г. согласовывает: дом Ходкевича новый, большой, на каменном фундаменте. Но рядом стоял старый двор, достопримечательностью которого была люстра из оленьих рогов на цепях посреди зала.

Основным источником при изучении истории имения Рось послужили Инвентари XVI-XVIII вв., хозяйственные инструкции XVIII в., другие архивные документы. Кроме того, использовались данные археологических исследований, проводившихся на территории имения. Наиболее ранний из известных нам инвентарей имения Рось датируется 1569 г. Центром владений был двор, располагавшийся на левом берегу Росси, при впадении в нее р. Вехотнянки (ныне от бывшего имения сохранились отдельные жилые и хозяйственные постройки XIX-нач. XX в., а также остатки пейзажного парка).
В состав дворовой застройки 1569 г. входили четыре дома, кухня, пекарня, пивоварня, две бани (“черная” и “белая”) и некоторые другие хозяйственные помещения.
Почти все здания этого двора были старыми. Поэтому рядом уже закладывались новые постройки: три амбара, конюшня, Светлица, пивоварня и т.д. На реке Рось действовала мельница с 6 колесами. На территории поместья находились два” добре нарыбеных " пруда. Недалеко от усадьбы был "дворец" - поселок для дворовой прислуги. Отдельно располагалась "обора" (Гуменный комплекс) со всеми необходимыми помещениями для обмолота и хранения зерна и восемью сараями. Площадь поселения составляла 6000 кв.М. вторым центром феодального хозяйства в имении был дворец (позже фольварк) Зубовский (ныне Зубовщина). Здесь жили урядники, дворовые слуги, находилось несколько жилых и хозяйственных построек, гумно, огород. Церковь в Росси была еще до 1569 г., О чем свидетельствует запись, что в амбаре находился колокол из церкви. Следующий инвентарь 1571 г., составленный после смерти Софьи Ходкевич, дает подтверждение существования Церкви и даже ее описание. Была она посвящена святому пророку Елисею (по другим источникам святому пророку Илье). В царских воротах было 11 икон. Кроме этого было еще 3 больших и 5 маленьких. На колокольне находилось 2 колокола, а священник владел 2 ½ волока земли. Следующую церковь (уже униатскую), как упоминалось выше, спонсировал Ян Раковский. А если и это отслужило, в 1762 г. построена новая, древесная. Когда в 1908 г. возвели Свято-Троицкую каменную церковь, старую православную церковь перенесли на кладбище и сделали часовней. Последняя сгорела во время Второй мировой войны. Свято-Троицкий храм был освящен в 1911 г. на двухярусной башне-колокольне находятся 3 колокола: большой (весом 335 кг, был отлит в 1930 г.), средний и малый. Все колокола были отлиты в г. Данциг. Иконостас древесный. В храме хранится икона рубежа XVII-XVIII в. "Богоматерь Одигитрия"” На территории церкви находится кладбище немецких военнослужащих, погибших во времена Первой мировой войны. Как рассказывают старые люди, в период немецко-фашистской оккупации в 1940 - е гг. один немецкий солдат нашел здесь могилу своего отца, которого до сих пор считали пропавшим без вести.

Где-то под конец XVI в. в Росси начинает формироваться местечко. В 1690 г. В Росси насчитывалось 25 дворов и две таверны. Как видно из инструкции эконома имения Рось за 1762 г., застройка городка носила регулярный характер. Все дома должны были иметь единый внешний вид, стоять в одну линию и на одинаковом расстоянии друг от друга. Вокруг каждого двора ставили забор из столбов и брусьев, за которым местечковцы были обязаны посадить липы или арабины. Благодаря таким практическим рекомендациям поселение получало уютный и приличный облик. В 70 - е гг.XVIII в. силами подданных строится новая церковь. В 1807 г. Феликс Потоцкий построил в Росси уже третий по счету, на этот раз каменный, Троицкий костел, сохранившийся до сегодняшнего дня, а рядом – госпиталь для убогих. Один из колоколов роского костела был отлит в 1713 г. в г. королевцы (Кенигсберге). В этом храме находится древесная чудотворная фигура Иисуса. Всего в мире насчитывается только три скульптуры Христа в сидячей позе, одна из них – в Росском костеле. Инвентарные записи свидетельствуют, что привезена она с гор Ливана, а первое чудо, которое зафиксировано историками, произошло с ее помощью в 1618 г., когда к слепой женщине, после искренней молитвы вернулось зрение, она снова получила дар видеть. С тех пор начинается поклонение фигуры, ее своеобразный культ. В инвентарных записях костела с 1708 г. упоминается об одежде, которой чудотворная фигура была покрыта. Сейчас она в красном одеянии. И начиная с 1745 г. в отношениях чудотворной фигуры верующими оставлен ряд благодарных ”вотов" (благодарных отзывов), которых в реестре с 1745 по 1755 год насчитывается 210. Имеется в наличии и "Книга чудес", где хранятся благодарные записи людей, свидетельствующие об исцелении от Бога. Благодаря молитвам в чудотворной фигуры Иисуса скорбящего они получили Божью благодать. В старом католическом храме, который размещался в парке, фигура стояла в боковом алтаре. Однако 17 июня 1772г.была перенесена в главный. Все было очень торжественно, пела капелла, стреляли из пушек. В будничные дни главная фигура алтаря прикрыта большой иконой. Эта икона имеет в центре два белых пятна, оставшихся от порезов преступника. Через эти порезы из рук скульптуры был украден посох. Преступник предполагал что данный посох был изготовлен из золота. Наиболее паломников к фигуре Иисуса Христа скорбящего каждый год фиксируется на праздник сошествия Святого Духа. Особый интерес вызывает саркофаг Софьи Пац из белого мрамора. Он был произведен в далекой Италии мастером Джулио Маскетти и, за большие деньги, привезен в Рось. Уникальный скульптурный раритет, аналогов которому нет в Беларуси, сегодня находится в местном приходском костеле.

  Виртуальная экскурсия по Роси